08 августа 2017 12851
Как работает вращающаяся блесна с сердечником, монтаж и отгрузка вертушек – глава из книги Виктора Андреева "Блесны и воблеры для спиннинга". Ловля на вертушки – обзор, виды, модели, игра, проводка, выбор вращающихся блесен, советы начинающим спиннингистам.
Общий вид вращающейся блесны с грузом-сердечником показан на рис.1.
Все элементы блесны монтируются на каркасе (стержне) из упругой нержавеющей проволоки диаметром 0,5-1,0 мм соответственно для мелких и крупных блесен.
Передняя и задняя петли должны располагаться строго по оси, а весь каркас – выдерживать нагрузки и не деформироваться при вываживании рыбы.
О лепестках и дужках мы уже в основном поговорили в предыдущих главах. Особенностью вертушек с сердечником является то, что здесь лепесток работает в самых сложных условиях по сравнению с другими вариантами вращающихся блесен. Ведь нагруженный стержень всегда провисает и даже может мешать вращению лепестка. Поэтому для правильной компоновки блесны с сердечником подойдет далеко не всякий лепесток.
Грузило на стержне, как правило, состоит из основного груза-сердечника (его разновидности показаны на рис.2) и еще двух-трех деталей, составляющих систему подброса и антизакручивания.
Основное грузило не только придает блесне необходимый вес, но и имитирует тело приманки. Ведь лепесток вращается и мелькает, а основное грузило рыба видит без искажения – значит, своим видом оно должно напоминать живую добычу и дополнительно привлекать хищника. Поэтому форма сердечника обычно близка к форме малька – это "капля", "оливка", "пуля" и т.п.
Основное грузило может быть как литым, так и точеным.
Некоторые крупные сердечники имеют существенный недостаток – их гладкие поверхности, отражая свет, создают неестественно яркие блики, которые могут отпугнуть рыбу. Такие сердечники либо раскрашивают, либо «разделяют на части» канавками, либо делают как бы составными из шариков, дающих лишь точечный блик.
Весьма важен и цвет основного грузила, который рыба видит лучше, чем цвет лепестка. Поэтому латунные сердечники все чаще гальванически покрываются и другими металлами: серебристыми, золотистыми или медными. Кроме того, они могут быть частично или полностью окрашены в красный, желтый, белый или черный цвет, иногда с различными точками. Литые грузила из твердого свинца и других сплавов тоже обычно раскрашивают точками или чешуйками.
Иногда на стержень перед крючком ставится ярко-красный пластмассовый шарик – «икринка», который дополнительно привлекает рыбу и при поклевке служит ей «точкой прицеливания». Такие «икринки» есть у блесен MEPPS: «Aglia long», «Comet Black Fury», «XD» и других.
Из тех же соображений вместо бусинки можно уже на цевье тройника надеть ярко-красный кембрик.
Груз-сердечник, как правило, жестко зажимается на проволочном стержне, и если груз будет вращаться, то будет вращаться и сам стержень с крючком и леской. А это приведет к весьма неприятному явлению – перекручиванию лески и, как следствие, к образованию петель, которые нередко захлестываются за кольца удилища.
К сожалению, перекрученная леска дополнительно сама себя "подкручивает". Теоретически симметричный лепесток может начать вращаться в любую сторону – в зависимости от того, как он сориентирован на момент начала движения. Практически, как я думаю, при первой потяжке происходит следующее: пока лепесток еще не работает, уже перекрученная леска, пытаясь раскрутиться, тянет стержень блесны в «свою» сторону, чем автоматически задает лепестку вращение в другую сторону, а это еще больше усиливает перекручивание.
Но спиннингисты знают, что здесь "повинна" не только блесна, но и безынерционная катушка, поэтому с каждым забросом перекручивание только усугубляется. И если уже пошли «петли», нужно отвязать приманку и поводок, а свободную леску распустить или с моста по ветру, или c лодки по течению, или просто несколько раз протащить по траве. Причем делать это приходится периодически.
Однако проблема частично решается – во многих катушках уже предусмотрены противозакручивающие ролики. А как уменьшить перекручивание лески блесной?
У «идеальной» вертушки вращение лепестка и дужки за счет «проскальзывания» на мелких элементах оснастки не должно передаваться на сам сердечник. Поэтому, например, фирма MEPPS использует довольно сложную (из трех элементов) систему противозакручивания и "подброса" лепестка (рис.3).
По ходу движения дужка 1 с лепестком вращается быстрее всего, следующий элемент – диск (муфта) 2 – несколько медленнее, а стоящий за ним отбойник 3 – еще медленнее. Часть вращения «теряется» на подпятнике 4.
Понятно, что чем меньше трение между этими деталями, тем лучше – значит, соприкасающиеся поверхности должны быть по возможности малыми и гладкими. В идеале последний элемент – сердечник 5 – уже не должен вращаться.
Правда, дужка и вращающиеся детали сами по себе тоже «подкручивают» стержень, но большая часть вращения передается все-таки через основное грузило.
Чтобы лепесток дополнительно "подскакивал" и легко работал, в составе грузила есть конусный отбойник, который направляет поток воды под лепесток. Этому помогают также конусные поверхности диска и самого сердечника.
08 августа 2017 50130
Специальные вращающиеся блесны – девоны, пропеллеры, турбинки08 августа 2017 29557
Неогруженные вертушки или вращающиеся блесны с отдельным грузилом08 августа 2017 29090
Игра, проводка и ловля на переднеогруженные блесны-вертушки08 августа 2017 13320